Четверг
25.04.2024
19:41
Приветствую Вас Гость
RSS
Сайт учителя начальных классов Ермаковой Юлии Александровны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »  

Человек, желающий учиться, найдёт 100 способов, а не желающий - 100 причин!
Меню

Категории раздела
Полезные советы [95]
Здоровье вашего ребенка [10]
Благодарности [27]
Нормы техники чтения [1]
Мудрые высказывания [1]
Анкеты, тесты, тренинги [2]

Добро пожаловать!

Наш опрос
Как Вы считаете, нужен ли в школе электронный журнал?
Всего ответов: 246

Статистика сайта
 
Рейтинг@Mail.ru
счетчик посещений
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Мини-чат

Главная » Статьи » Полезные советы

Что же понимают под техникой чтения?

Все мы помним те дни, когда в начальной школе учитель, или даже завуч, с секундомером в руках проверяла у нас технику чтения. И мы старались прочитать как можно больше слов, думая, что это единственное, что от нас требуется. Но все не так просто. Давайте разберемся.

 

 

Что же понимают под техникой чтения?

 

 Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - т.е. – скорость темп, правильность и выразительность чтения.

 

Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:

 - значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;

 - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

 - содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

 - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

 

Правильность чтения выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:

замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

 

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

 

 И, наконец, самая важная, по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

 скорость (темп) чтения - характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

 

Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах.

 

1 класс

1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту

2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.

 2 класс

1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту. 

2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.

 3 класс

 1 полугодие: 60-70 сл./мин. 

 2 полугодие: 70-80 сл./мин. 

 В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. 

Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

 

4 класс

1 полугодие: 80-90 сл./мин 

2 полугодие: 100-120 сл./мин.

Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

 

   Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

 

   Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. 

 

     Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении. 

       Конечно, важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. 

 

      В.Н. Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

 

    От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

Категория: Полезные советы | Добавил: Юлия76 (29.09.2014)
Просмотров: 1402 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Погода в городе
Раменское 


Ермакова Юлия Александровна, учитель начальных классов