Школьники отучились первые недели, но «вернулись» с каникул в реальность далеко не все. Кому-то трех недель вполне хватило для адаптации после длительного отдыха, а кому-то требуется больше. Сентябрь в школьном календаре считается переходным месяцем. Как помочь ребенку поскорее войти в колею и задать нужный ритм на весь учебный год?
9 правил для успешного старта
1. Полноценный сон Каникулы – время отмены жестких требований режима. Ребенку любого возраста нужно постепенно возвращаться к полноценному сну. Ученикам младшей школы необходимо спать не меньше восьми, а лучше десять часов. Если уроки начинаются в 8:30, отматываем назад два часа на сборы и дорогу, то есть отбой должен быть сразу после «Спокойной ночи, малыши!», не позднее 21:30. Детям постарше может хватить и восьми часов.
В любом случае смотрите на самочувствие ребенка. Не хватает – добавьте час-другой. А первоклассникам желательно спать еще и днем.
2. Прогулки и физические нагрузки Уроки физкультуры на воздухе предусмотрены в школьной программе не просто так. Если есть возможность, то ребенку стоит также гулять в течение дня или вечером, перед сном. Не менее важны утренняя зарядка и нагрузка для мышц в течение дня. Ученик много времени проводит за партой, и движение ему крайне необходимо.
3. Регулярное питание Обязательно выясните у учителя, чем кормят детей, успевает ли ваш школьник поесть за перемену. Возможно, нужно что-то давать ему с собой. И не забывайте про плотный полезный завтрак. Осенью стоит дополнить рацион витаминами.
4. Общение со сверстниками Взрослым кажется, что во время учебного года главное – уроки. А вот и нет: не менее важны игры и общение с одноклассниками. Возможно, сейчас, после долгого лета, таких встреч особенно много. Не пугайтесь: скоро голод общения утолится, и баланс учебы и развлечений нормализуется.
Не переживайте, если ваш отпрыск «за лето все забыл» – значит, он прекрасно отдохнул
5. Дозированная нагрузка Дополнять учебу внешкольными занятиями нужно постепенно, после того как расписание окончательно утрясется. В первый месяц повремените с излишней интеллектуальной нагрузкой: курсами иностранного языка, занятиями с репетиторами, шахматами и дополнительными уроками. И не переживайте, если ваш отпрыск «за лето все забыл» – значит, он прекрасно отдохнул. Постепенно все вспомнит. Спортом, музыкой, танцами можно заниматься уже с начала учебного года, особенно если они в радость. Главное – почаще спрашивать ребенка, что ему интересно.
6. Распорядок дня и недели Детям бывает трудно правильно и быстро распределить свое время. Нам, с нашей многозадачностью и навыками тайм-менеджмента, бывает сложно это понять. Помогите ребенку составить расписание на день и на неделю (не указывайте, а подскажите). «Карту недели» можно повесить на видном месте. В нее стоит внести уроки, дополнительные занятия и развлечения: кино, театр, походы на дни рождения к друзьям, поездки в гости к родственникам. Такая шпаргалка поможет и ребенку, и вам планировать время.
7. Приятные мелочи Скорее всего, рейд по канцелярским магазинам вы уже совершили и даже докупили то, что просили профильные учителя (альбомы для рисования и черчения, циркули, калькуляторы). Но, может, ребенку захочется новую яркую тетрадь или другую ручку – такую же, как у подруги. Такие, на первый взгляд, мелочи помогают учиться с удовольствием.
8. Новая одежда Чем старше школьник, тем важнее для него его внешность и одежда. Даже если вы можете с закрытыми глазами выбрать для ребенка форму и примерка не нужна, возьмите его с собой в магазин: пусть он поучаствует в процессе, выберет то, что ему больше нравится. Кроме того, желание показать обновку в школе станет для школьника дополнительным стимулом.
9. Доверительное общение Не задавайте дежурных вопросов из серии «Как дела?», «Что задали?», «Какую оценку получил?». Спросите о чем-то конкретном: «Что нового сегодня ты узнал?» или «Ты пришел расстроенный (радостный) – расскажешь, почему?». Иногда не нужно слов – достаточно просто сесть рядом и обнять ребенка.
Четыре «нельзя» для родителей
Даже если это кажется вам высшим проявлением любви и заботы, нельзя:
1. Делать за ребенка домашние задания. Вы можете помочь разобраться с задачей, продиктовать домашнее упражнение или почитать вслух книгу, если ребенок устал, и вместе обсудить ее. Но решать за него примеры или клеить аппликацию, пока он «режется» в компьютерную игру, не стоит. Вы свое отучились, теперь его черед. Конечно, иногда проще сделать самому, чем учить другого. Но для ребенка важно научиться ловить рыбу, поэтому дайте ему удочку и покажите, как ею пользоваться.
2. Сравнивать с другими и пугать. Забудьте о нравоучениях в духе «А вот Коля, наверное, давным-давно прочитал «Войну и мир» или «Ну, все понятно – в дворники пойдешь». Во-первых, вспомните себя. Сами-то вы школьную программу в точности выполняли? Во-вторых, дети разные и темп у них разный. В-третьих, ничего, кроме вины и стыда, вы этим не вызовете. А это плохой стимул для учебы.
Замечайте успехи ребенка, прислушивайтесь к его желаниям. Терпеливо объясняйте, почему тот или иной предмет важен, зачем вообще стоит учиться. С детьми можно и нужно договариваться, и найти источник мотивации можно всегда.
3. Требовать слишком много. Нынешние дети – жертвы перфекционизма родителей, которые хотят, чтобы ребенок непременно был самым лучшим, самым умным, самым успешным. Отсюда – многочисленные языковые школы и кружки, бесконечные олимпиады... Детство быстро закончится, пусть у ребенка останутся в памяти ощущения счастья и радости, а не только доказательства успеха – дипломы и грамоты на стене.
4. Избегать общения с учителями. Учителя (в первую очередь, классный руководитель) и вы – союзники. Если в вашей семье произошли перемены: переезд, развод, рождение другого ребенка, болезнь, увольнение с работы одного из родителей – учитель должен об этом знать. Адекватный преподаватель станет поддержкой для вас и ребенка. А у неадекватного вообще не стоит учиться.
Многие родители, едва начался учебный год, начинают думать о грядущих каникулах. Дмитрий Селифанов уверен, что это правильно, однако предлагает соблюдать несколько важных правил.
Во-первых, не загружайте ребенка учебой. В ближайшее время у него будет всего неделя отдыха – постарайтесь отменить все дополнительные занятия. Особенно это касается старших классов, где нагрузка и без того огромная.
Во-вторых, планируя поездку, старайтесь выбирать направление без резкой смены климата: организму ребенка потребуется время на адаптацию. И, наконец, старайтесь не захватывать отдыхом начало новой четверти, иначе по возвращении ребенку будет сложно входить в ритм и наверстывать программу.
Если же передвинуть поездку не получается, обязательно сообщите учителю об этом. Не стоит ставить его перед фактом и тем более сочинять трогательные истории. Вам бы вряд ли понравилось, если бы с вами так поступили, верно?
источник |